Келтик-рок
Популярные треки
Все трекиНовые треки
Все трекиПопулярные артисты
Все артистыОписание
Келтик-рок - это гибрид рока и традиционной кельтской музыки. Жанр известный тем, что соединяет звучание волынок и ирландских свирелей. Он наиболее заметен в Ирландии и Шотландии с конца 1960-х годов, а также в диаспорах от Бостона до Сиднея. В музыкальной экосистеме жанр занимает нишу между фолк-роком и более агрессивными гибридами вроде кельтик-панка и кельтик-метала.
Исторически исходной точкой считают конец 1960-х - начало 1970-х годов. В Ирландии раннюю сцену сформировали Horslips, переводившие эпические сюжеты мифологического цикла в прог-роковую драматургию, а в Брета́ни арфист и певец Алан Стивелл способствовал возрождению бретонской арфы и вывел кельтский звук на большую сцену. Влияние кельтик-рока проявилось в нескольких направлениях. Он снабдил мировую рок-сцену устойчивыми мелодическими формулами и сыграл роль в нормализации «нестандартных» инструментов в поп-миксе - от волынок до бомбарды. Сегодня кельтик-рок важен как практическая модель культурного наследия: он показывает, как локальная традиция может жить в глобальных потоках без утраты идентичности. Дальнейшее развитие вероятно пойдёт по линии точечных гибридов с инди-роком, электроникой и кино-партитурами, а также через локальные сцены от Галисии до острова Мэн, где новая генерация музыкантов уже воспринимает кельтик-рок не как «скрещивание жанров», а как естественный язык для современных историй.
Канон жанра складывался из нескольких знаковых релизов. «Renaissance of the Celtic Harp» Алана Стивелла (1971) сделал бретонскую арфу символом современного кельтского звука и показал, что традицию можно масштабировать до концертных залов. Horslips оформили нарративно-роковую модель на «The Táin» (1973) и «The Book of Invasions» (1976), соединив мифологические сюжеты с прог-аранжировками. Ирландский сингл Thin Lizzy «Whiskey in the Jar» (1972), хотя и относится шире к рок-сцене, закрепил кельтскую мелодику в мейнстрим-эфире. В Шотландии Runrig на «The Cutter and the Clan» (1987) кодифицировали гэльский рок-формат для арен, а The Waterboys на «Fisherman’s Blues» (1988) показали, как блюз-рок и ирландские наборы рилов могут сосуществовать в рамках авторского альбома. В 1980-е Moving Hearts с дебютником «Moving Hearts» (1981) добавили к палитре софт-джазовые и политические оттенки, а в 1990-е Capercaillie на «Delirium» (1991) предложили студийно-утончённую версию с женским вокалом на гэльском. Позже Wolfstone с «The Chase» (1992) закрепили устойчивую рок-волынку как концертный стандарт, а компиляции ирландских лейблов и BBC-сессии распространили этот звук на новые аудитории.